Головна | Каталог файлов | Реєстрація | Вхід

 
//myphonebox.ucoz.ru/ 
Меню сайту

Категорії
Медіаправо в країнах СНД [9]
Зразки документів [15]
Книги [10]

Наше опитування
Як ви дізналися про наш сайт?
Всього відповідей: 296

Пошук

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Файли » Медіаправо в країнах СНД

Саморегулирование СМИ в Беларуси
[ ] 06.07.2009, 21:34
 
                                                     Саморегулирование СМИ в Беларуси
 
Великое завоевание человечества — свободу слова можно уничтожить с помощью ее же самой. Зная это, демократические государства непрестанно трудятся над разработкой механизмов ее реализации, как в рамках правового, так и в рамках этического поля. Большую роль в этом играют институты правового регулирования и саморегулирования средств массовой информации. Задачи этих институтов тесно связаны с задачами, которые решает журналистика, и направлены, прежде всего, на повышение социальной ответственности всех участников информационных отношений.

Социальные нормы, оставляющие основу их деятельности, находятся в определенной системе, элементы которой развиваются в зависимости от конкретных временных и исторических факторов.

Институт саморегулирования СМИ следует рассматривать как сложную многоуровневую систему информационной сферы. Он отличается разнообразием форм и многофункциональностью деятельности его органов.

Саморегулирование основывается на принципах добровольности, независимости, объективности, гласности и ответственности.

Формы саморегулирования. Из множества форм, присущих данному институту, можно выделить основные: корпоративную, межкорпоративную, общественно-корпоративную и государственно-общественную. Основные признаки данных форм определяются субъектным составом органов саморегулирования и порядком их образования.

Так, если органы саморегулирования (советы, комиссии) образованы одной или несколькими журналистскими корпорациями, и в их состав входят только журналисты, можно говорить о корпоративной или межкорпоративной форме саморегулирования. Если советы, комиссии образованы, например, журналистской корпорацией, но в них кроме журналистов входят представители общественности, речь идет об общественно- корпоративной форме.

Общественно-государственная форма бывает присуща либо государству, которое стремиться держать под неусыпным контролем деятельность СМИ, либо используется на первоначальном этапе развития саморегулирования средств массовой информации. Как правило, такие организации возникают по воле государства. В состав органов саморегулирования чаще всего входят представители государства, представители общественности и представители СМИ. Государство само определяет функции этого органа и наделяет его соответствующими правомочиями.

Функции. В числе функций, которые выполняет институт саморегулирования, прежде всего можно назвать:

1) регулятивную функцию;

2) функцию контроля;

3) функцию защиты;

4) функцию, связанную с разрешением конфликтов;

5) функцию инициатора предложений об изменении законодательства;

6) познавательную функцию;

7) воспитательную функцию.

Какие функции будет выполнять орган саморегулирования, зависит от его вида (уровня), формы и порядка образования.

Уровни органов саморегулирования. Уровень саморегулирования может быть определен в зависимости от сферы распространения правомочий его органов, и, как правило, связан с деятельностью редакции, общественного объединения, либо всего журналистского сообщества. Первые два случая следует отнести к редакционному и корпоративному (межкорпоративному) уровню. В последнем случае можно говорить о национальном (республиканском) уровне.

Механизм регулирования общественных отношений включает в себя материальные и процессуальные нормы. Применительно к институту саморегулирования можно говорить о нормах, которые содержатся в этических кодекса, стандартах, выработанных журналистскими сообществами.

Как правило, эти сообщества вырабатывают и порядок применения принятых норм.

В Беларуси существует несколько журналистских сообществ, таких как Белорусский союз журналистов (БСЖ), Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ). Они существуют в форме общественного объединения. БСЖ и БАЖ приняли свои этические кодексы, деятельность которых распространяется на деятельность членов этих организаций. Эти организации выполняют функцию контроля за соблюдением этических норм, функцию защиты, функцию разрешения конфликтов, распространения знаний (познавательную функцию).

В рамках Устава, например, БАЖ активно защищает права и интересы членов своей организации в суде при рассмотрении исков о защите чести и достоинства, а также дел, связных с оспариваем редакциями предупреждений, которые выносит регистрирующий орган.

Функцию разрешения конфликтов призваны выполнять комиссии по этике, созданные при этих организациях (в БСЖ — комитет по профессиональной этике и премиям, в БАЖ — комитет по этике. Комитет БСЖ не только разрешает конфликты, возникающие между членами этой организации, но и дает заключения о нарушении правил этики по запросам суда или стороны по делу при рассмотрении в суде исков о защите чести и достоинства.

Попытку создать органы саморегулирования предпринимало и государство.

В 1997 году при Совете Министров был создан Общественный совет по спорным вопросам, возникающим в процессе применения Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 1997 г. № 1591). В Совет вошли: философы, социолог, историк, несколько представителей государственный органов (Аппарата Совета Министров и Министерства юстиции) и представители двух государственных изданий. В 1998 году Постановлением Совета Министров было утверждено Положение об Общественном совете (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.1998 г., № 59).

Общественный совет был задуман как консультационно-аналитический орган и создан в целях оказания содействия компетентным государственным органам в правильном применении Закона о печати и более полной реализации его требований в отношении периодических печатных изданий. Совет должен был действовать на общественных началах.

В соответствии с возложенными на него обязанностями, Совет мог выносить заключения о наличии (отсутствии) в материалах, опубликованных в периодических печатных изданиях, нарушений требований статьи 5 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации», давать разъяснения заинтересованным государственным органам о правильном применении указанного Закона в части правоотношений, возникающих а процессе организации и деятельности периодических печатных изданий, вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь о совершенствовании законодательства о печати.

Совет имел право запрашивать у органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций дополнительные документы, необходимые для вынесения заключения; в случае необходимости заслушивать автора опубликованного материала, руководителя редакции периодического печатного издания.

Совет мог рассматривать материалы по инициативе органов государственного управления, суда, прокуратуры, а также по инициативе членов совета. Решения совета в недельный срок должны были доводиться до заинтересованных лиц.

Из Положения усматривается, что на Совет, который имел общественно-государственную форму, в основном была возложена функция контроля.

О деятельности Совета известно очень мало (следствие нарушения принципа гласности), что собственно говорит о его неэффективности.

В 2004 году на период подготовки и проведения выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов был образован Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации (постановление от 17 августа 2004 года № 39). Совет был образован при Центральной комиссии в количестве 7 человек. В него входили представители Министерства информации, РУП «Международный центр интеграционной информации «Общественный пресс-центр Дома прессы»; газет «Советская Белоруссия» и «Мінская прауда», Национальной государственной телерадиокомпании, общественной организации «Белорусский союз журналистов».

Персональный состав Наблюдательного совета утверждался Центральной комиссией из кандидатур, рекомендованных республиканскими государственными органами, общественными объединениями, ведущими (государственными) средствами массовой информации.

В задачу Наблюдательного совета входило наблюдение за соблюдением средствами массовой информации при освещении вопросов подготовки и проведения выборов норм Избирательного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» и иных актов законодательства Республики Беларусь, регламентирующих деятельность средств массовой информации, а также обеспечение равных возможностей для предвыборных выступлений кандидатов в депутаты на телевидении, по радио, в печати, при проведении агитации. При необходимости Совет имел право вносить предложения на рассмотрение Центральной комиссии.

Кроме того, Наблюдательный совет имел право рассматривать споры, возникшие при использовании средств массовой информации в период подготовки и проведения выборов, давать рекомендации, заключения, подлежащие обязательному немедленному рассмотрению руководителями средств массовой информации, обращаться к руководителям средств массовой информации с запросами и получать от них необходимые сведения.

Члены Наблюдательного совета в период подготовки и проведения выборов обязаны были воздерживаться от выступлений в средствах массовой информации, связанных с обсуждением политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты. Организационно-техническое обеспечение деятельности Наблюдательного совета осуществлялось аппаратом Центральной комиссии.

Вновь инициатором создания органа саморегулирования (общественно-государственная форма) выступило государство и соответственно, его главной функцией стала функция контроля. Проект новой редакции Закона о печати предусматривает создание общественного Координационного совета в сфере массовой информации. Он будет состоять из 10 членов — представителей государственных органов, специалистов в сфере массовой информации и ученых. Состав совета и Положение о его деятельности будет утверждаться, соответственно, органом государственного управления. Решения будут носить рекомендательный характер.

Практика Беларуси и других государств свидетельствует, что если инициатором создания органов саморегулирования является государство, оно, прежде всего, наделяет этот орган функциями контроля, и здесь нечего сетовать, такова уж природа государства. Если инициатором саморегулирования является само журналистское сообщество, то при любой его форме данный институт будет выполнять поставленные перед ним задачи более эффективно. Причем степень эффективности прямо пропорциональна числу взятых на себя функций. Оптимальное число функции может взять на себя тот орган, который будет иметь корпоративно-общественную форму и распространять свою «юрисдикцию» на все журналистское сообщество.

В 1999 году инициативная группа сотрудников Центра правовой защиты БАЖ разработала Концепцию реформирования законодательства Республики Беларусь о СМИ, в которой продемонстрировала понимание проблем саморегулирования деятельности средств массовой информации.

В концепции, в частности, указывалось, что в целях обеспечения ответственности СМИ перед обществом и гражданами создается институт журналистского самоуправления и контроля. Саморегулирование деятельности печатных и электронных СМИ предлагалось осуществлять с помощью Общественного совета по СМИ. Порядок его создания и деятельности должен определяться Положением, которое утверждается Конгрессом журналистов Республики Беларусь. Основными задачами Общественного совета по СМИ должны являться: рассмотрение жалоб о нарушениях норм профессиональной этики журналистов и применение к нарушителям соответствующих мер воздействия; рассмотрение иных претензий к деятельности СМИ в досудебном порядке, представление интересов СМИ в органах государственной власти и управления; внесение предложений по совершенствованию законодательство о СМИ.

Возникает закономерный вопрос, почему до настоящего времени в Беларуси нет организации, которая бы могла выполнять все функции или большинство из тех, которые присущи институту саморегулирования? Ответ на него можно найти с помощью психологических теорий и концепций.

Например, используя универсальную теорию П.К.Анахина, можно спрогнозировать, в каком случае будет наблюдаться активизация деятельности по созданию социально значимого института. Саморегулирование — открытая система, на развитие которой влияет множество факторов. Одним из основных факторов является наличие доминирующего мотива. Таким доминирующим мотивом может быть, например, желание сохранить независимость СМИ. Доминирующий мотив, в свою очередь, может стать главной составляющей в активизации деятельности только при определенных условиях, которые ему предоставляет среда (политические, экономические условия и др.). Особую роль, особенно в начальной стадии, играет пусковой стимул (например, осознание необходимости появления этого института на данном отрезке времени в связи с угрозой принятия ограничительной нормы государством).

Деятельность начинает активно развиваться только в том случае, если в данный промежуток времени все вышеуказанные факторы совпадают (доминирующий мотив + условия среды + пусковой стимул). Если факторы совпадут — сработают механизмы принятия решения и его реализации.

Механизмы принятия решения закладываются, как правило, в нормативных документах (законодательном акте, документах так называемых гражданских инициатив, локальных документах). Именно тогда появляются этические кодексы корпоративного или национального (республиканского) уровней, различные комиссии, советы, комитеты. Если какой-то из вышеназванных факторов отсутствует, создать социальный институт практически невозможно, что собственно и наблюдается в Беларуси в отношении органов саморегулирования национального уровня.

Причин слабой деятельности по созданию органов саморегулирования несколько, перечислим основные.

Во-первых, сказывается отсутствие корпоративного единства (это одна из самых главных причин).

Во-вторых, развитие форм саморегулирования зависит от того, насколько мораль с точки зрения должного и ценного находится на уровне внутриличностного понимания правил общения. Сегодня немногие редакции уделяют особое внимание правилам этики: принимают локальные документы, содержащие такие нормы, используют механизмы договорных отношений при приеме на работу. Серьезно правом и этикой журналисты начинают интересоваться, когда возникает судебный спор и их привлекают к ответственности.

В-третьих, большую роль играют традиции (вернее их отсутствие), которые сложились в журналистике, предпочтения, которые отдаются редакциями, журналистскими объединениями и даже государственными органами, определяющими политику в информационной сфере, при избрании механизмов регулирования деятельности СМИ. Например, в Беларуси практически отсутствует традиция защищать гражданские права с помощью общественных институтов. Многие предпочитают разрешать спор в суде.

В-четвертых, серьезное влияние оказывают экономическая и политическая ситуации в стране. Для создания и поддержания деятельности любой организации, даже если она действует на общественных началах, нужны средства. А белорусские издания сегодня испытывают серьезную нужду.

Кроме того, журналистское сообщество мало дает себе отчет в том, что если государство желает взять СМИ под контроль, а с журналистами нет диалога, появляются органы саморегулирования, которые будут выполнять функции, определенные властью, а не журналистами.

Безусловно, становление нового института зависит и от фактора времени. Для того, чтобы изменить сознание как индивидуальное (журналистов и государственных чиновников), так и коллективное (общественное мнение), установить другие традиции, одного десятка лет порой мало. И с этой точки зрения, представляется, что институт саморегулирования СМИ в Беларуси все же получит свое развитие.

 

Наталья ДОВНАР

Категорія: Медіаправо в країнах СНД | Додав: cognos
Переглядів: 2499 | Завантажень: 0 | Коментарі: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Новинки
Експрес-курс "Авторське право"

Відеоурок "Географічне зазначення походження товарів"

Календар