Глава 4. Регистрация и лицензирование СМИ
Существенное отличие законодательства о СМИ от других законов (например, Закона об оружии) заключается в том, что процедура регистрации носит уведомительный характер. То есть в ее рамках уполномоченный государственный орган проверяет законность учреждения СМИ как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом аспектах. В Законе о СМИ говорится о том, что процедура регистрации начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его уполномочию. Оно подается в регистрирующий орган в зависимости от территории его распространения (распространения продукции регистрируемого СМИ). Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о СМИ, если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах Федерации или за рубежом, то регистрация осуществляется Министерством печати и информации Российской Федерации (ныне — Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций). Если же основной аудиторией является население субъекта Федерации или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими региональными органами министерства. Но при этом важно выделить три момента. Во-первых, именно учредитель решает, для распространения на какой территории он предназначает продукцию регистрируемого СМИ. Во-вторых, поскольку редакция СМИ может осуществлять свою деятельность лишь после его регистрации, постольку территория распространения определяется исключительно в предположительном плане. Например, учредитель указал в заявлении, что намерен издавать газету для жителей только одной области, однако фактически она стала всероссийской. Здесь нет нарушения закона, но есть необходимость перерегистрации в соответствии со ст. 11 закона. В-третьих, закон говорит о том, что речь идет о преимущественной территории распространения. То есть часть тиража газеты, а также некоторые экземпляры могут продаваться или рассылаться по подписке практически повсюду, и в этом нет нарушения законодательства. То есть для периодических печатных изданий речь идет о территории, на которой регулярно распространяется более половины тиража, а для аудиовизуальных СМИ обеспечивается уверенный прием сигнала, несущего программу. Что же касается сетевых СМИ, то для них вопрос о территории распространения вообще лишен какого-либо смысла. Заявление о регистрации подается в письменной форме. В заявлении указываются, в частности, сведения об учредителе, обусловленные требованиями закона. Например, если учредитель — физическое лицо, то необходимо сообщить о наличии у него российского гражданства, достижении восемнадцатилетнего возраста и отсутствии ограничений в дееспособности, что легко подтвердить с помощью паспорта. Кроме того, обязательно должно быть указано, что учредитель постоянно проживает в Российской Федерации. В ином случае средство массовой информации, которое он собирается учредить, будет считаться зарубежным. В заявлении также должны быть указаны: название регистрируемого СМИ, язык, на котором оно будет выходить, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, примерная тематика и (или) специализация СМИ. Закон о СМИ обязывает учредителя сообщить в заявлении об источниках финансирования, указать периодичность выпуска и предполагаемый максимальный объем средства массовой информации. Причем все эти сведения вовсе не надо подкреплять справками банка или протоколом о намерениях, подписанным с типографией. Однако если регистрирующий орган заподозрит что-то неладное, то вправе в отведенный ему законом месячный срок провести собственную проверку. При этом он не может потребовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов или иных доказательств. Следует подчеркнуть, что заявителю удобнее самому развеять сомнения регистрирующего органа, нежели ждать, пока тот откажет в регистрации или вернет заявление без рассмотрения. Содержащийся в ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования. Отказ в регистрации возможен в следующих случаях: · во-первых, если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ, например иностранцем или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации; · во-вторых, если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. Для закона не имеет значения, на какой вопрос заявитель дал неверный ответ, по какой причине — умышленно или случайно; · в-третьих, если название, примерная тематика повторяются в уже существующих изданиях; · в-четвертых, если регистрирующим органом ранее уже зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке массовой информации. Практически все случаи отказа в регистрации имели место по этой причине. Тем более что проблемы нередко возникали не из-за случайного совпадения названия, а именно потому, что учредители вновь создаваемого СМИ планировали сознательно использовать механизм регистрации для борьбы с учредителями или руководством действующего издания. Такие конфликты возникали в редакциях журнала «Человек и закон», газеты «Московский комсомолец». В последнем случае сотрудники редакции подали заявление о регистрации, указав название издания в кавычках (в то время как первоначальное издание существовало на основании заявки на регистрацию, где название было без кавычек). Этого оказалось достаточно, чтобы издание было зарегистрировано. То есть фактически коллектив «увел» издание у деморализованного горкома и обкома комсомола. Тем самым удалось сохранить не только старое название, но и привычную аудиторию, подписку. И, соответственно, поступление доходов, которые обеспечивали безбедное существование. Есть немало и других примеров. Долгое время выходили две газеты «Правда». Учредителем одной была первичная организация Союза журналистов СССР. Но на момент разбирательства в суде Союз журналистов СССР уже не существовал. Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов, нормативных и иных актов или выпускаются тиражом менее одной тысячи экземпляров. Однако освобождение от регистрации не означает запрета на регистрацию таких СМИ. Если учредитель газеты, предполагаемый тираж которой будет составлять пятьсот экземпляров, представит свое издание на регистрацию, то регистрирующий орган будет обязан произвести регистрацию в общем порядке.